Контроль давления в шинах

Система контроля давления в шинах является одним из решающих критериев безопасности автомобиля при его движении. В новых моделях последнего десятилетия она стала обязательной.
Скорость и интенсивность движения растет, техника совершенствуется и усложняется. В таких условиях время обнаружения и предотвращения человеком аварийных ситуаций необходимо сильно сокращать.

  • Этому служит автоматическая система определения давления в шинах (СКДШ). Английская версия названия TPMS.

Система контроля давления в шинах автомобиля

На управляемость влияет понижение давления шин даже 0,1 атмосферы. Машину ведет в сторону от прямолинейного движения.
Когда проколется заднее колесо, это сразу мало заметно. Тем более, если у машины передний привод. Автомобиль может проехать сотни метров без особых изменений. Но тогда это приводит к полному повреждению покрышки, пока будет обнаружена неисправность.
Если же прокалывается переднее колесо, то это чувствуется быстро.

Но опасными являются ситуации, когда имеется скрытое повреждение покрышки.

Оно незаметно внешне, и при визуальных замерах давление может почти не отличаться. Когда же скорость движения нарастает, сильно возросшие нагрузки на колесо могут вызвать резкое снижение давления. Тогда ситуация станет аварийной, даже критической. Она становится опасной для жизни водителя и пассажиров.

Все инструкции предписывают водителям контролировать давление в шинах перед каждой поездкой и во время нее. По разным причинам этим часто пренебрегают.

Чтобы минимизировать человеческий фактор, введена система СКДШ.

  • Ее задача – обеспечить безопасность и целостность автомобиля.

Разновидности систем контроля

Есть две разновидности системы – косвенные и прямые.

Косвенные СКДШ – устроены в блоке ABS

Косвенные СКДШ – устроены в блоке ABS. Ее датчиками скорости вращения контролируются изменения радиуса колеса. Меняется давление – меняется радиус, и меняется скорость. Чувствительность таких систем – 0,5 бар. После такого снижения появляется сообщение на дисплее. Ее плюс – не нужны датчики измерения. Минус – низкая чувствительность, что очень важно для безопасности.

Системы прямого измерения имеют на каждом колесе датчики

Системы прямого измерения имеют на каждом колесе датчики. Самыми простыми были датчики Пирелли вместо вентиля, которые откалиброваны на порог, и при его понижении меняли свой цвет. Современные датчики передают точную информацию водителю.

Датчики контроля давления в шинах

Сейчас системы прямого контроля имеют встроенные радио датчики на каждом колесе.

Они достаточно точные. Их калибровка точности измерения – с интервалом 0,01 атмосфер.

Располагаются датчики в вентилях, или на ободе внутри.

Датчик передает сигнал измерения раз в минуту на приемник, который расположен или в колесной арке, или комплексно в блоке центрального замка.

В СКДШ разного уровня и стоимости выдается или сообщение о самом факте понижения давления в любом из колес, или полностью выводятся значения давления на каждом колесе, плюс температура.

Более совершенные системы с помощью беспроводного протокола связи Bluetooth передают все эти данные и на дисплей, и на смартфон водителя.

У каждого датчика свое автономное питание. Его надежный аккумулятор рассчитан на 7-10 лет непрерывной работы. После разрядки аккумулятора меняется целиком датчик.

У грузовых автомобилей практикуются системы с датчиками – как на наружных, так и на внутренних спаренных колесах.

Антенны контроля давления в колёсах

Часто приемной антенной для датчиков выступает антенна центрального замка. Тогда у водителя просто загорается сигнальная лампа, говорящая о понижении давлении в каком-то колесе, без указания в каком.

В современных моделях на каждый датчик имеется индивидуальная антенна на арке соответствующего колеса. По индивидуальному же каналу каждая отправляет данные на свое колесо. Водитель видит информацию по отдельным колесам.

Данные от антенн обрабатывает и выводит на дисплей электронный блок управления. Он бывает отдельным, или встроенным в бортовой компьютер.

Консультации +7(916)465-57-73